Упражнение разминка для тренинга

Упражнение разминка для тренинга

У каждого тренера в арсенале должен быть целый набор простых и эффективных разминок для знакомства, активизации внимания и повышения активности участников. Разминки для тренинга придают динамичность процессу и делают обучение по настоящему увлекательным.

Разминки для тренинга на знакомство

Данные упражнения ускоряют процесс формирования доверия участников друг к другу, создают дружественную атмосферу общения и способствуют активизации участников.

  1. «Расскажи обо мне». Разделите участников на пары. В течение 5 минут они должны обсудить следующие вопросы:
  • Что я ожидаю от тренинга?
  • Моя самая сильная сторона – это…
  • Лучше всего я делаю (у меня получается)…
  • Что я бы хотел в себе улучшить?
  • Что объединяет меня с партнером по разминке?

После обсуждения каждый участник рассказывает о своем партнере то, что ему удалось узнать из беседы. Уточняем у того, о ком рассказывали точность информации, все ли было верно передано.

  1. «Моя мама говорит, что я»

Суть разминки проста: каждый участник рассказывает о себе от лица другого человека. Эт может быть любой родственник, знакомый, коллега, руководитель и т.д.

  1. «Никто не знает, что я»

Участники продолжают две фраза «многие знают, что я …» и «никто не знает, что я». Данная разминка позволяет узнать с другой стороны уже знакомых коллег и позволяет раскрыться участникам более полно.

Разминки для тренинга на внимание

Такие разминки часто называют «разминки после обеда». Цель данных упражнений – повысить концентрацию внимания участников, вернуть их в собранное рабочее состояние.

Участники по кругу считают вслух, начиная с одного. Те, кому попадаются числа, содержащие 3 (3,23,30 и др.), а также кратные трем (6,9,12 и др.) должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из круга. Игра продожается до тех пор, пока участники не дойдут до 33, или пока не останется победитель.

Разделите участников на 2-3 команды ( в зависимости от размера группы). В течение 30 секунд каждой команде необходимо найти и запомнить как можно больше предметов в комнате на букву «С». По истечении 30 секунд от каждая команда по очереди озвучивает свой предмет. Побеждает та команда, которая запомнила больше предметов.

Варианты разминки «Красный предмет», «Светлый предмет»

Участники встают в круг. Первый участник кидает мяч любому другому и называет число от 1 до 20. Тот, кто поймал мяч должен тут же назвать число на 1 больше. Затем он кидает мяч и произносит свое число от 1 до 20. Суть в том, что участнику запрещено в качестве «своего числа» выбирать то, которое на 1 больше того, которое он назвал, поймав мяч. Пример «5 – кидает мяч. 6 – ловит мяч второй. 11 – кидает мяч третьему. Третий ловит и называет 12».

Сначала участникам тяжело на автомате не называть число на 1 больше предыдущего. Упражнение позволяет формировать навыки сохранения сосредоточенности при интенсивной деятельности.

Разминки — ледоколы

Данные разминки схожи с разминками на знакомство, однако они применяют в течение всего тренинга для того, чтобы поднять активность участников и активизировать их для совместной работы.

Тренер пускает по кругу салфетки и просит взять «сколько нужно» каждому. После он просит каждого участника рассказать о себе столько фактов, сколько салфеток у него в руках. Факты должны иметь непосредственное отношение к теме тренинга (например: мои способы выполнить план продаж)

Тренер просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.

Вы можете выбрать те разминки для тренинга, которые лучше всего подойдут вашим тренингам и проводимым темам. В любом случае, не стоит игнорировать проведение разминок, так как они отвечают за динамику работу, вовлеченность и внимание участников.

Копилка для тренера. Сборник разминок (стр. 1 )

СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN -8 © , обложка, 2006

1. Здравствуй, уважаемый. 10

3. Перекличка. 14

4. Передай предмет. 16

6. Делай раз. . 20

7. Дальнее плаванье. 22

8. Все как один. 24

10. Построение. 28

12. До десяти. 34

14. Сделай другу подарок. 38

15. Поменяйтесь. 40

16. Землетрясение. 42

17. Тыр-тыр, пулемет. 44

18. Угадай мелодию. 46

20. Однажды в автобусе. 50

22. Гражданская оборона

23. Четыре стихии

24. Рыбы, звери, птицы

26. Персей и медуза Горгона

27. Спящий пират

31. Карибский кризис

32. Охота на тигра

34. Однажды в Америке

37. Собери квадрат

38. Паутина и паук

43. Роза? Гвоздика?

45. Виртуальная прогулка

50. Нравится — не нравится.

53. Гонки паровозиков.

55. Королевская битва.

59. Красавица и чудовище.

62. Кошка, собака.

63. Передай движение.

65. Охота на лис.

67. Веселые шарики.

68. Последний стул.

69. Невидимый предмет.

70. Лиса и зайцы.

71. Ловись, рыбка.

74. Пожелание себе.

77. Порадуй соседей.

78. Я тебя люблю.

79. Ты меня уважаешь.

80. Передай дальше.

82. Аплодисменты, аплодисменты.

83. В тылу врага.

85. Что нас объединяет.

86. Уникальная походка.

Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка — это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

1. Здравствуй, уважаемый

Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

Далее тренер произносит:

и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

Участники садятся или встают в круг.

Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

Читать еще:  Домашние упражнения для ягодиц

4. Передай предмет

Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

Участники сидят на стульях.

Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

7. Дальнее плаванье

Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

Тренер выполняет роль ведущего.

Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.

Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

Далее тренер может импровизировать: предложить участникам построиться по цвету глаз, по дате рож­дения, по месту жительства, с запада на восток и т. п.

Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений).

Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

14. Сделай другу подарок

Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

Интересные разминки для начала тренинга

Сегодня я представляю вашему вниманию несколько разминок, которые помогут весело и интересно начать тренинг. Некоторые представленные разминки подойдут на роль энерджайзеров.

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

Данная статья продолжает цикл статей про разминки для тренингов. Рекомендую полностью ознакомиться с данным циклом — тогда Вы найдете игры, которых ранее могли не встречать.

Цветная импровизация

Тип: энерджайзер

Это упражнение-энерджайзер для тренинга замечательно «размораживает» группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, «провоцирует» улыбки и просто хорошее расположение духа.

Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!

Задание: «сыграть» любой заранее выбранный тренером цвет (например «оранжевый») любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!

Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей. Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через «живую скульптуру», с помощью пантомимы.

АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ

Тип: игра-знакомство

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

— первое слово – его имя,

— второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

— заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу «Сделай тренинг ярким», она содержит более 100 игр и разминок.

АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ

Тип: игра-знакомство

Ещё одна игра на тренинг для знакомства, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому. Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени.

Попробуем?! Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля — . Света.

После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? От чего зависит наша самооценка? Легко ли нам делать комплименты другим и себе?

Тип: энерджайзер

У этого упражнения – театральная природа . Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.

Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего-тренера, который время от времени даёт задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно. Сумерки сгущаются.

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Ещё и ещё! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов 8-10 от силы.

Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один, внюхаемся. Вдохнем чудо- аромат упругой кожи, возьмём в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон. Вперёд через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Берег моря, закат, идём по кромке воды.

Красная шапочка без .

Тип: энерджайзер, так же подойдет к тренингу по ораторскому мастерству

Хорошая игра для тренингов, где важно иметь креативное мышление. Так же может использоваться просто как энерджайзер.

«Кто может пересказать сюжет классической сказки «Красная Шапочка». На первый взгляд, странный вопрос: сказка, знакомая с детства, читанная-перечитанная.

Но пикантность задачи состоит в том, что рассказать душераздирающий триллер со счастливым концом нужно так, чтобы ни разу не произнести в ходе пересказа букву «Л»!

Группа садится в круг, ведущий определяет задачу. Первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит предательтская «запрещенная буква». Следующий по очереди начинает сказку сначала. И так далее.

Кто-то может поинтересоваться, а чем же, к примеру, заменить слово Волк?! В творчески думающей группе ответом на такой естественный интерес станет целый список эвфемизмов – «слов заменителей» (в которых, вы помните?! нет буквы «Л». ): «огромная собака», «дикое чудище», «серый хищник».

Читать еще:  Программа упражнений для девушек в тренажерном зале

Так же советую почитать:

Упражнения для тренингов — командообразование

В данной статье я привожу несколько упражнений для тренинга по командообразованию.

Разминки в тренингах

Сегодня я хотел бы поговорить о разминках в рамках тренинга — для чего они нужны, как их проводить, а так же примеры нескольких разминок.

Готовый тренинг по продажам, часть 3

Продолжаем разбирать процесс создания готового тренинга по продажам для торговых представителей.

Как оживить тренинг или разминки №2

Сегодня продолжим тему разминок на тренингах. Я бы хотел в этот раз поделиться разминками, повышающими групповую динамику.

Другие разделы блога:

Игры и упражнения для тренингов

В данном разделе собраны лучшие игры и упражнения для тренингов, в том числе для тренингов по командообразованию, тренингов по продажам и прочие.

Как создать собственный тренинг и обучать людей

В данном разделе описаны технологии обучения взрослых людей, описаны методики создания собственных тренинговых программ и другие статьи, которые будут полезны тренерам — как начинающим карьеру, так и профессионалам.

Разминочные упражнения

В качестве разминки, а также для тренинга сензитивности и невербального общения можно использовать психогимнастические упражнения (пантомимические):

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга.

Упражнение рассчитано на невербальное общение, при этом используется тактильная чувствительность, что существенно сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

Упражнение 2. «Рукопожатие»

Обычно в начале тренинга членам группы предлагается пожать руки как можно большему количеству людей за ограниченное и фиксированное тренером время.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

Упражнение оживляет членов группы, несколько раскрепощает за счет тактильных контактов друг с другом. Соревновательный характер упражнения вносит элемент напряжения, возбуждения.

Упражнение не обсуждается, тренер лишь спрашивает, кто сколько рукопожатий успел сделать, может выделить чемпиона.

Упражнение 3. «Глаза»

Тема. Внимание, медитация, сплочение, контакт.

Цель. Концентрация внимания, контакт. Миф: глаза — зеркало души.

Этапы проведения и инструкции. Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг против друга на стулья так, чтобы соприкасаться коленями. Им предлагается смотреть в глаза от команды «начали» до «стоп». Затем они в парах обсуждают свои впечатления.

Варианты. Основным пунктом вариации здесь является инструкция: удерживать внимание, почувствовать взгляд, ощутить партнера, фиксировать свои переживания и т. д. В качестве технических указаний можно дополнить инструкцию согласованными дыхательными движениями и стремлением увидеть оба глаза одновременно.

Комментарии. Это упражнение часто вызывает сопротивление, выражающееся в смехе или уходе в техническую сторону дела. Ведущий должен быть бдительным, чтобы суметь использовать этот смех желательным образом. Обсуждение переживаний в парах влечет установление определенных контактов. При исполнении упражнения может возникать особое восприятие «дымящегося» взгляда. Иногда бывают совпадения мыслей, чувств и их динамики.

Упражнение 4. «Зеркало»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Группа разбивается на пары. Пары становятся друг против друга. Можно рассчитать всех на «первый-второй». «Первые» являются зеркалами, а «вторые» будут делать что-то у зеркала. Упражнение лучше выполнять по очереди: пара за парой, остальные наблюдают, стоя рядом. Упражнение делается без слов, оно рассчитано только на невербальные средства общения.

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

Тренер и остальные члены группы следят за тем, насколько точно «зеркало» копировало движения того члена группы, который делал что-либо у зеркала.

Обычно выполнение упражнения не обсуждается. Упражнение развивает внимание, наблюдательность, координацию движений.

Упражнение 5. «Стекло»

Группа разбивается на пары. Всем предлагается представить, что между парами находится звуконепроницаемое стекло. Задача одних — договориться о чем-то со стоящим за стеклом. Поскольку он ничего не слышит, договариваться нужно используя жесты, мимику. Стоящий за стеклом в случае непонимания тоже должен отреагировать невербально. Пары выполняют упражнение по очереди. Остальные наблюдают. После завершения упражнения каждой парой того, кто стоял за стеклом, тренер спрашивает, что он понял. Затем спрашивают того, кто передавал сообщение, что он хотел передать. Сравнивают эти сообщения. Смотрят, где произошел сбой. Затем роли в парах меняются.

Тренер может подвести итог: у кого хорошо получилось упражнение, а у кого коммуникация была искаженной, неточной.

Упражнение позволяет осознать способность каждого использовать невербальные средства общения, корректировать свои действия после получения обратной связи от других членов группы. Развивает внимание к невербальным проявлениям у тех, кто наблюдает за выполнением упражнения другими парами.

Упражнение 6. «Мост»

Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает им представить, что в определенном месте, посередине комнаты протекает горная река через горное ущелье. Через реку перекинут подвесной качающийся мостик. «Первые» стоят по одну сторону реки, «вторые» — по другую. Нужно договориться и тем или иным образом перейти мост. Говорить бесполезно, река очень шумная, голоса не слышно. Мостик очень узкий, практически рассчитан на одного человека.

Упражнение дает возможность осознать многовариантность поведения человека в одной и той же ситуации. Каждый видит, на-

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

сколько успешно ему удается договориться, используя язык невербального общения.

В тренинге коммуникативных навыков упражнение лучше не обсуждать. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивации к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

В случае, если тренер ориентирован на тренинг личностного роста, выполнение упражнения дает много информации о поведении членов группы, которое обсуждается по завершении упражнения.

Упражнение 7. «Мотивированная ходьба»

Члены группы стают в круг и начинают двигаться по кругу в одном направлении. Потом тренер дает инструкцию: «Представьте, что идет дождь».

Участники без слов изображают, как они идут под дождем. Через некоторое время тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что дует сильный, холодный ветер прямо в лицо». Через определенное время: «Светит солнце, жарко; в определенном месте большая лужа (ее нужно перепрыгнуть); «Вы идете по воде, по горячему песку, по скошенной траве, по снегу, по шишкам; спешите на работу, возвращаетесь с работы; идете к зубному врачу и т. д. и т. п.»

Упражнение раскрепощает, дает возможность активировать невербальные компоненты общения. Участники тренинга настраиваются на определенную форму и тематику дальнейшей работы.

Выполнение упражнения не обсуждается, оно носит разминоч-ный характер.

Упражнение 8. «Анабиоз»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры)

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, состоит в том, чтобы вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права прика-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

саться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональный проявления. Реаниматоры ходят по кругу и меняют замороженных.

Упражнение можно выполнять по очереди или всем вместе. Смотрят, кто дольше всех продержался в «замороженном» состоянии, то есть кого труднее всего было вывести из замороженного состояния и кому труднее было заразить эмоциональным состоянием; кто быстрее всех «разморозил». Делаются выводы относительно того, что помогало.

Упражнение 9. «На страже»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Группа делится на две части так, чтобы в одной подгруппе было на одного человека меньше. Стулья расставляются по кругу, и одна подгруппа садится на них, при этом один стул остается свободным. Члены второй подгруппы встают за стульями. Задача того, кто стоит за пустым стулом, переманить к себе любого члена группы из тех, которые сидят на стульях. Делать это нужно осторожно и незаметно для того, кто стоит за стулом интересующего человека. Задача стоящих за стульями участников игры «сторожить» тех, кто сидит на их стуле. Как только они замечают, что водящий член группы пытается договориться с их «подопечным», нужно быстро положить свои руки ему на плечи, тем самым удерживая его на месте. Задача сидящих на стуле незаметно и быстро «сбежать» от стражника, пока он не успел схватить за плечи.

Игра проводится без слов, требует предельного внимания от тех, кто на страже, быстроты, понимания невербальных сообщений того, кто водит, сидящими на стульях. Следующим водит тот человек, чей «подопечный» сбежал из-под «стражи», то есть теперь он должен переманивать кого-нибудь из сидящих на стульях к себе на пустой стул.

Упражнение 10. «Комплимент»

Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать ему что-то приятное. Сам

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Это позволяет задавать модель. Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и начинают носить личный характер.

Читать еще:  Йога для начинающих упражнения для дома

После этого упражнения настроение в группе обычно повышается, все остаются довольными услышанным.

Рекомендации. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивацией к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

Разминочные упражнения

В качестве разминки, а также для тренинга сензитивности и невербального общения можно использовать психогимнастические упражнения (пантомимические):

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга.

Упражнение рассчитано на невербальное общение, при этом используется тактильная чувствительность, что существенно сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

Упражнение 2. «Рукопожатие»

Обычно в начале тренинга членам группы предлагается пожать руки как можно большему количеству людей за ограниченное и фиксированное тренером время.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

Упражнение оживляет членов группы, несколько раскрепощает за счет тактильных контактов друг с другом. Соревновательный характер упражнения вносит элемент напряжения, возбуждения.

Упражнение не обсуждается, тренер лишь спрашивает, кто сколько рукопожатий успел сделать, может выделить чемпиона.

Упражнение 3. «Глаза»

Тема. Внимание, медитация, сплочение, контакт.

Цель. Концентрация внимания, контакт. Миф: глаза — зеркало души.

Этапы проведения и инструкции. Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг против друга на стулья так, чтобы соприкасаться коленями. Им предлагается смотреть в глаза от команды «начали» до «стоп». Затем они в парах обсуждают свои впечатления.

Варианты. Основным пунктом вариации здесь является инструкция: удерживать внимание, почувствовать взгляд, ощутить партнера, фиксировать свои переживания и т. д. В качестве технических указаний можно дополнить инструкцию согласованными дыхательными движениями и стремлением увидеть оба глаза одновременно.

Комментарии. Это упражнение часто вызывает сопротивление, выражающееся в смехе или уходе в техническую сторону дела. Ведущий должен быть бдительным, чтобы суметь использовать этот смех желательным образом. Обсуждение переживаний в парах влечет установление определенных контактов. При исполнении упражнения может возникать особое восприятие «дымящегося» взгляда. Иногда бывают совпадения мыслей, чувств и их динамики.

Упражнение 4. «Зеркало»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Группа разбивается на пары. Пары становятся друг против друга. Можно рассчитать всех на «первый-второй». «Первые» являются зеркалами, а «вторые» будут делать что-то у зеркала. Упражнение лучше выполнять по очереди: пара за парой, остальные наблюдают, стоя рядом. Упражнение делается без слов, оно рассчитано только на невербальные средства общения.

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

Тренер и остальные члены группы следят за тем, насколько точно «зеркало» копировало движения того члена группы, который делал что-либо у зеркала.

Обычно выполнение упражнения не обсуждается. Упражнение развивает внимание, наблюдательность, координацию движений.

Упражнение 5. «Стекло»

Группа разбивается на пары. Всем предлагается представить, что между парами находится звуконепроницаемое стекло. Задача одних — договориться о чем-то со стоящим за стеклом. Поскольку он ничего не слышит, договариваться нужно используя жесты, мимику. Стоящий за стеклом в случае непонимания тоже должен отреагировать невербально. Пары выполняют упражнение по очереди. Остальные наблюдают. После завершения упражнения каждой парой того, кто стоял за стеклом, тренер спрашивает, что он понял. Затем спрашивают того, кто передавал сообщение, что он хотел передать. Сравнивают эти сообщения. Смотрят, где произошел сбой. Затем роли в парах меняются.

Тренер может подвести итог: у кого хорошо получилось упражнение, а у кого коммуникация была искаженной, неточной.

Упражнение позволяет осознать способность каждого использовать невербальные средства общения, корректировать свои действия после получения обратной связи от других членов группы. Развивает внимание к невербальным проявлениям у тех, кто наблюдает за выполнением упражнения другими парами.

Упражнение 6. «Мост»

Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает им представить, что в определенном месте, посередине комнаты протекает горная река через горное ущелье. Через реку перекинут подвесной качающийся мостик. «Первые» стоят по одну сторону реки, «вторые» — по другую. Нужно договориться и тем или иным образом перейти мост. Говорить бесполезно, река очень шумная, голоса не слышно. Мостик очень узкий, практически рассчитан на одного человека.

Упражнение дает возможность осознать многовариантность поведения человека в одной и той же ситуации. Каждый видит, на-

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

сколько успешно ему удается договориться, используя язык невербального общения.

В тренинге коммуникативных навыков упражнение лучше не обсуждать. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивации к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

В случае, если тренер ориентирован на тренинг личностного роста, выполнение упражнения дает много информации о поведении членов группы, которое обсуждается по завершении упражнения.

Упражнение 7. «Мотивированная ходьба»

Члены группы стают в круг и начинают двигаться по кругу в одном направлении. Потом тренер дает инструкцию: «Представьте, что идет дождь».

Участники без слов изображают, как они идут под дождем. Через некоторое время тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что дует сильный, холодный ветер прямо в лицо». Через определенное время: «Светит солнце, жарко; в определенном месте большая лужа (ее нужно перепрыгнуть); «Вы идете по воде, по горячему песку, по скошенной траве, по снегу, по шишкам; спешите на работу, возвращаетесь с работы; идете к зубному врачу и т. д. и т. п.»

Упражнение раскрепощает, дает возможность активировать невербальные компоненты общения. Участники тренинга настраиваются на определенную форму и тематику дальнейшей работы.

Выполнение упражнения не обсуждается, оно носит разминоч-ный характер.

Упражнение 8. «Анабиоз»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры)

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, состоит в том, чтобы вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права прика-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

саться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональный проявления. Реаниматоры ходят по кругу и меняют замороженных.

Упражнение можно выполнять по очереди или всем вместе. Смотрят, кто дольше всех продержался в «замороженном» состоянии, то есть кого труднее всего было вывести из замороженного состояния и кому труднее было заразить эмоциональным состоянием; кто быстрее всех «разморозил». Делаются выводы относительно того, что помогало.

Упражнение 9. «На страже»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Группа делится на две части так, чтобы в одной подгруппе было на одного человека меньше. Стулья расставляются по кругу, и одна подгруппа садится на них, при этом один стул остается свободным. Члены второй подгруппы встают за стульями. Задача того, кто стоит за пустым стулом, переманить к себе любого члена группы из тех, которые сидят на стульях. Делать это нужно осторожно и незаметно для того, кто стоит за стулом интересующего человека. Задача стоящих за стульями участников игры «сторожить» тех, кто сидит на их стуле. Как только они замечают, что водящий член группы пытается договориться с их «подопечным», нужно быстро положить свои руки ему на плечи, тем самым удерживая его на месте. Задача сидящих на стуле незаметно и быстро «сбежать» от стражника, пока он не успел схватить за плечи.

Игра проводится без слов, требует предельного внимания от тех, кто на страже, быстроты, понимания невербальных сообщений того, кто водит, сидящими на стульях. Следующим водит тот человек, чей «подопечный» сбежал из-под «стражи», то есть теперь он должен переманивать кого-нибудь из сидящих на стульях к себе на пустой стул.

Упражнение 10. «Комплимент»

Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать ему что-то приятное. Сам

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Это позволяет задавать модель. Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и начинают носить личный характер.

После этого упражнения настроение в группе обычно повышается, все остаются довольными услышанным.

Рекомендации. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивацией к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector